Акуша-Дарго

Федерация даргинских союзов сельских общин, играла ключевую роль в политической жизни Дагестана в XVII - первой половине XIX веков. Союз поддерживал сложные взаимоотношения с соседними даргинскими и другими общинами, а также с феодальными владениями, такими как шамхальство Тарковское и уцмийство Кайтагское, балансируя между сотрудничеством (включая военную помощь) и соперничеством, сохраняя при этом внутреннюю автономию

Политические события XVIII века

Во второй половине XVIII века роль и место Акуша-Дарго в политических событиях Дагестана заметно усиливается. В этот период федерация союзов сельских общин Акуша-Дарго оказалась вовлечена во все конфликты и распри феодальных владетелей не только в Дагестане, но и Закавказье.

После гибели Надир-шаха в 1747 году произошел распад его империи и образование на ее окраинах ряда новых самостоятельных государственных образований – ханств. Около десятка таких ханств образовалось и на севере империи – в Азербайджане, правители которых постоянно вовлекали горцев Дагестана в свои междоусобицы.

Характеризуя вторую половину XVIII века, можно согласиться с утверждением Р.М. Магомедова о том, что ослабление внешней угрозы с падением империи Надир-шаха привело к усилению соперничества дагестанских владетелей, в ходе которого каждый определял "союзников" и "противников". Обозначилось новое явление в политической истории Дагестана – создание коалиций. Действительно, почти вся вторая половина XVIII и начало XIX века отмечены непрерывной междоусобной борьбой дагестанских владетелей, в ходе которой и создавались различные коалиции.

Акуша-Дарго по традиции примыкало к "шамхальской" коалиции и принимало непосредственное участие в политических акциях шамхала.

Участие в военных конфликтах

В 1735 году акушинский кадий Хаджи Айиуб был в Кубе, где встречался с ее наместником – братом Надира Ибрагим-ханом, Ильдар-шамхалом, Хасаном – братом уцмия Ахмед-хана, и оттуда писал жителям Аварии, чтобы они были верны шаху и прислали в Башлы в помощь шаху и Ибрагим-хану 30 всадников. Однако к началу второго похода 1735 года Надира в Дагестан верхнедаргинцы полностью отвернулись от него и выступили на стороне Сурхай-хана Казикумухского и других владельцев – противников шаха.

Второму походу персидских войск в 1735 году способствовало вторжение войск крымского хана Каплан-Гирея в Дагестан, стремившегося помочь туркам в Закавказье в их борьбе с войсками Надира. В связи с вторжением крымских войск позиция Ирана здесь резко ослабла, многие дагестанские владетели, в том числе и акушинский кадий, перешли на сторону Каплан-Гирея – вассала Османской империи.

Недалеко от Дербента произошло сражение крымского войска с отрядом Хасбулата и оставленным ему в помощь иранским войском. На стороне крымского войска сражались отряды уцмия Ахмед-хана с верхнедаргинцами и войска Сурхай-хана. Хасбулат был разбит и бежал в Дербент.

Военные столкновения с Персией

Во второй половине сентября 1741 года в низком и длинном ущелье Капкай, в двух милях выше села Башлы кайтагцы под руководством уцмия Ахмед-хана и мехтулинского Ахмед-хана устроили засаду, внезапно остановили персидский отряд численностью в 30 тысяч человек, преградив ему путь через ущелье, нанесли страшное поражение. По словам курьера, доставившего письмо Калушкина в сентябре в Кизляр, горцы "напав на войско, всех побили, токмо ушло в Дербент человек до ста и то нагие". Среди погибших был найден и труп Лютф-Али-хана.

Более тысячи персов попали в плен, были захвачены оставшиеся у них пушки и боеприпасы. Нападавшие захватили обоз, много ценностей, личный шатер шаха и часть его гарема. Помимо этого, как отмечал Р.М. Магомедов, именно тогда в руки горцев и попали корона, седло и шашка Надир-шаха. Верхнедаргинцы не только приняли в этом сражении участие, но и показали себя как храбрые и боеспособные воины.

Политическая роль Акуша-Дарго

Акуша-Дарго являлось одним из сильнейших владений, имевшим важное влияние на дела Дагестана. Феодальные владетели (шамхалы, уцмии, аварские, дербентские и кубинские ханы) постоянно обращались к помощи Акуша-Дарго.

Именно эти две причины – экономическая и политическая – являлись главными в поддержании определенных взаимоотношений Акуша-Дарго с феодальными владениями Дагестана. В наиболее тесных контактах верхнедаргинцы находились с шамхалами.

Таким образом, можно предположить, что верхнедаргинцы как наемная сила, привлекаемая уцмием Кайтага Ахмед-ханом, а позже и шамхалом Адиль-Гиреем на всех стадиях антииранского восстания принимали в нем активное участие и, таким образом, внесли свою лепту в ликвидацию иранского владычества в Дагестане в первой четверти XVIII века.

Отношение к внешним угрозам

Верхнедаргинцы принимали участие не только в трудные периоды истории, когда иноземцы угрожали непосредственно их свободе, но и тогда, когда события разворачивались вдали от их территории. Описанные события начала XVIII века происходили в Южном Дагестане и Северном Азербайджане, т.е. вдали от Акуша-Дарго. Тем не менее, ввиду того, что целью движения являлось изгнание Сефевидов, в них непосредственное участие приняли и верхнедаргинцы.

Отсюда следует вывод, что в общедагестанских делах, в особенности в вопросах, касающихся свободы и независимости от иноземных завоевателей, они принимали участие без всяких условий. Верхнедаргинцы считали делом чести горца-дагестанца защищать страну от любых посягательств на её суверенитет.

Притязания Ирана к Дагестану продолжались и в последующие периоды. Иран возобновил свою агрессивную политику в отношении Кавказа, в том числе и Дагестана, с приходом к власти в стране нового правителя – шаха Надира.

Взаимоотношения Акуша-Дарго с феодальными владениями и союзами сельских общин Дагестана

Население Акуша-Дарго не было изолировано от внешнего мира. На протяжении всей истории оно поддерживало тесные связи со своими соседями – лакцами, аварцами, кумыками и другими народами Дагестана. Союз рос, укреплялся и завоевывал свое место в истории Дагестана, постоянно взаимодействуя с другими государственными образованиями.

Союзы сельских общин Акуша-Дарго, в особенности Акушинский, являлись самыми сильными среди даргинских союзов. Другими крупными союзами даргинцев того периода были Сюргинский и Урахинский. Сюргинцы граничили с Акуша-Дарго с юга и востока, а Урахинский союз – с востока. Акуша-Дарго поддерживало с ними экономические и политические связи. Как было отмечено ранее, из-за недостатка собственного хлеба население союза покупало зерно в Урахинском обществе, а пастбища для своих многочисленных стад арендовало как в других районах Дагестана, так и в Сюргинском союзе сельских общин.

Однако между ними происходили также столкновения и стычки. Предание сохранило сведения о том, что из-за пастбищных гор в районе селения Усиша-Дигбук-Муги, принадлежавших издавна Урахинской общине, но захваченных жителями Акуша-Дарго (время и обстоятельства захвата неизвестны), верхнедаргинцы и урахинцы постоянно вступали в стычки. В конце XVIII века эти столкновения переросли в войну, продолжавшуюся более семи лет. В результате, по решению суда, основанного на нормах шариата и обычного права (маслаат), эти пастбищные места были отобраны у урахинской общины и переданы верхнедаргинским общинам в качестве компенсации (дият) за убитых и раненых, число которых значительно превышало потери урахинцев. (Информация собрана в 1962 году. Сообщение Муртузалиева Газибаганда, 1891 г.р., село Урахи Сергокалинского района).

Акуша-Дарго поддерживало связи с окружающими феодальными владениями Дагестана – шамхальством Тарковским, Кайтагским уцмийством, Казикумухским, Мехтулинским и Аварским ханствами. Ранее было рассмотрено политическое положение верхнедаргинцев до XVI века в системе феодального окружения и отмечено, что они являлись в определенные периоды ареной захватнической политики феодальных владений Дагестана.

Однако в исследуемый период ситуация изменилась. С окончательным переходом шамхала из Казикумуха в Тарки федерация Акуша-Дарго освободилась от политической зависимости от шамхальства. С этого периода начинается более активная роль Акуша-Дарго в политической жизни Дагестана. Будучи независимым от окружающих феодальных владений, союз стал приобретать большое значение во всей системе политических взаимоотношений Дагестана. Только такое положение федерации могло дать основание многим авторам утверждать, что в прошлом «она являлась одной из сильнейших» владений, имевшей важное влияние на дела Дагестана, а акушинцы – «первенствующий в Дагестане народ», которые «привыкли с давних пор вмешиваться в посторонние распри и играть в событиях первенствующую роль».

Федерация союзов сельских общин Акуша-Дарго умело лавировала среди окружающих феодальных владений, сохраняя свою внутреннюю самостоятельность. Однако союз не мог жить совершенно изолированно, так как экономическая необходимость, создаваемая суровыми природными условиями, заставляла верхнедаргинцев вступать в определенные связи с шамхальством Тарковским, уцмийством Кайтагским и другими владениями и народами Дагестана. Сами феодальные владетели также нуждались в связях с Акуша-Дарго. А.В. Комаров писал: «Ближайшие соседи и владетели всегда в случае нужды прибегали к их (верхнедаргинцев) помощи, или посредничеству». Известно, что шамхалы, уцмии, а позже аварские, дербентские и кубинские ханы постоянно обращались к помощи Акуша-Дарго, стремясь «всячески – подговорами и обещаниями одарить имуществом, притянуть на свою сторону население» союза.

Отношения с шамхальством Тарковским:

Несмотря на формальное отделение, влияние шамхалов на верхнедаргинцев сохранялось, прежде всего, из-за отсутствия у последних собственных зимних пастбищ. Это давало повод говорить о политической зависимости Акуша-Дарго от шамхалов. Однако шамхалы не могли вмешиваться во внутренние дела верхнедаргинцев, которые имели свои собственные права и признавали лишь почетное главенство шамхала. Это главенство было обусловлено не только экономическими причинами, но и исторической традицией – былым вхождением верхнедаргинцев в состав шамхальства. Показателем этого являлось обязательное участие акушинского кадия в церемонии коронации нового шамхала. Д.И. Тихонов описывал эту церемонию следующим образом: «акушинцы посылают несколько чиновников в Тарки и по приезде их сажают его (шамхала) на камень четвероугольной, и по окончании сей церемонии шамхал, вставши, дарит их по его рассмотрению, и в то время уже признан будет от всех народов шамхалом». Этот обряд сохранялся и после вхождения шамхальства и Акуша-Дарго в состав России. Акушинский кадий надевал на шамхала папаху и опоясывал его мечом, получая за это коня с седлом. За аренду зимних пастбищ жители Акуша-Дарго платили шамхалу определенную плату. В необходимых случаях Акуша-Дарго оказывало шамхалу военную помощь, но только на добровольной основе, иногда за плату. A.П. Ермолов писал: «Акушинцы… издавна сими единственными средствами (подарками и деньгами) всеми прежними шамхалами удерживаемы были на своей стороне». Представители шамхальского рода обращались к верхнедаргинцам за помощью даже во внутридинастийной борьбе.

Отношения с Кайтагским уцмийством

Основой взаимоотношений Акуша-Дарго с уцмийством Кайтагским также служили необходимость аренды пастбищ и взаимная военная помощь. Уцмии, владея значительными пастбищными угодьями, пытались установить свою власть над Акуша-Дарго, но верхнедаргинцы упорно сопротивлялись. Уцмии прибегали к интригам, стремясь ослабить союз, натравливая отдельные «вольные» общества друг на друга и на Акушинское общество, возглавляемое кадиями. Например, сохранились сведения о том, как во время управления Абакар-Хаджи-Кади уцмий Кайтага подстрекал Чамсадином-кади из Мекеги выступить против даргинского народа и их «гражданского образа правления» на сходе в «Хъярбуки-диркъа». Эта попытка внести раскол в союз провалилась, хотя и привела к длительной войне между верхнедаргинцами и Урахинским союзом, который поддержал Чамсадином-кади.

Отношения с Казикумухским ханством:

До XVIII века взаимоотношения верхнедаргинских обществ с Казикумухским ханством носили преимущественно мирный характер, основываясь на исторической общности, совместном проживании в рамках шамхальства и совместной борьбе против внешних врагов. Однако с ростом могущества Акуша-Дарго отношения стали портиться. Казикумухские ханы видели в союзе конкурента и старались ослабить его, поддерживая Урахинский союз в его противостоянии с верхнедаргинцами. Известно, например, что при Магомед-хане Казикумухском был заключен договор с Урахинским обществом об оказании ему военной помощи в случае конфликта с Акуша-Дарго. Возможно, именно это обстоятельство послужило одной из причин участия Акуша-Дарго в коалиции против Казикумухского ханства на стороне Фатали-хана Кубинского. Также не без влияния Казикумухских ханов происходили частые столкновения между цудахарцами и жителями граничащих с ними лакских сел (Карин, Кунди и др.).

Отношения с Мехтулинским и Аварским ханствами:

С этими ханствами Акуша-Дарго поддерживало менее тесные связи, чем с шамхальством и уцмийством. Контакты носили преимущественно военно-политический и экономический характер. Верхнедаргинцы нанимались на службу в войска этих ханств, участвуя в их походах в качестве наемников. С аварскими «вольными» общинами, расположенными на границе с Акуша-Дарго, существовали торгово-экономические связи. Кроме того, имела место практика взаимного предоставления убежища кровникам, изгнанным из своих общин. Например, кровники из Акуши и Цудахара находили приют в Андийском обществе и наоборот.

Отношения с другими владениями:

C конца XVIII века усилились политические связи Акуша-Дарго с Дербентским и Кубинским, а также Аварским ханствами. Эти владения, стремясь укрепить свои позиции в регионе, искали поддержки у Акуша-Дарго, обладавшего значительной военной силой. Верхнедаргинцы неоднократно участвовали в совместных походах с войсками этих ханств за пределы Дагестана.

В целом, взаимоотношения Акуша-Дарго с другими политическими образованиями Дагестана были динамичными и противоречивыми, отражая сложную геополитическую обстановку в регионе. Союз верхнедаргинских сельских общин, благодаря своей военной мощи и умелой политике, играл активную роль в политической жизни Дагестана, сохраняя при этом значительную независимость.

Источник: из книги Федерация Даргинских союзов сельских общин Акуша-Дарго в XVII--первой половине XIX века