Я больше не нуждаюсь в новых впечатлениях
Вокруг света на велосипеде — такую цель поставил себе 30-летний учитель Люк Аллеманд, выезжая из родного городка Невшатель в Швейцарии почти пять месяцев назад. Четыре месяца в пути, четыре тысячи километров, больше десяти стран — и турист забил в свой навигатор слово «Дагестан».
Люк увлекается изучением иностранных языков. Помимо родного французского в совершенстве владеет немецким, немного говорит на итальянском и английском и уже второй год учит русский. А еще знает язык эсперанто. Именно благодаря этому он и попал на Кавказ.
Есть справочник, где собраны данные эсперантистов со всего мира: имена, адреса, телефоны. Указано, сколько человек и на какое время может принять у себя хозяин дома. Так Люк познакомился с Абдурахманом Юнусовым из Махачкалы и оказался у него в гостях.
— Это мой второй визит в вашу страну, в начале 2000-х я был с родителями в Москве и Питере. Но в Дагестане впервые. О республике я почти ничего не знал. Это другая культура, другой народ, чем в тех местах, где я успел побывать в России. Когда я приехал на юг страны, удивился и обрадовался, что здесь так много разных народов и культур. Был в Элисте, где живут буддисты, с ними тоже интересно было встретиться, — вспоминает Люк.
В гостях у дагестанского дальнобойщика
И хотя Люк и Абдурахман заранее договаривались о встрече, они разминулись. Не доезжая 300 километров до Махачкалы, в одном из придорожных кафе швейцарец познакомился с дальнобойщиком из Дагестана, ехавшим к себе домой — в Левашинский район. И тот предложил подвезти уставшего туриста. Люк оказался в Махачкале на несколько дней раньше, чем планировал. Абдурахман был в отъезде, и водитель фуры пригласил нового знакомого к себе в гости — в селение Мекеги.
— Горы напомнили мне Альпы, но дома другие, культура, — говорит швейцарец. — Меня очень удивили свободно гуляющие коровы! У нас они пасутся только в специально отведенных местах. Даже если дорога проходит через места, огороженные для скота, там стоят ограничительные знаки, барьеры, чтобы коровы не могли выйти на трассу. А если вдруг корова все-таки вышла со своей территории, то местные жители вызывают полицию.
Помимо природных красот и вольных коров Люка впечатлило местное гостеприимство и желание совершенно незнакомых людей непременно угостить путешественника.
— Все удивлялись, видя меня на велосипеде, и все приглашали к себе в дом. Когда я вышел прогуляться по селению, двое мужчин сразу же составили мне компанию и стали приглашать меня в гости.
— Но Люк не стал менять место дислокации и остался у дальнобойщика. Хотя и с питанием поначалу было непросто: велотурист — вегетарианец.
— Там никак не могли понять, что едят вегетарианцы. Они были в недоумении, у них было в основном мясо приготовлено… Тогда меня спросили, ем ли я рыбу. Пришлось согласиться в виде исключения, потому что я был голоден. Дали какую-то сушеную рыбу, она мне не понравилась, была очень соленой. Еще ел сыр — он тоже оказался соленым. Хозяева дома даже стали переживать, как же я проживу в Дагестане. Но в Махачкале с питанием никаких проблем не было. Мне очень понравилось шуду и курза, — Люк пытается выговорить название тонких пирогов чуду и дагестанских пельменей курзе и поднимает вверх большой палец.
Звезда с прицепом
Через несколько дней турист выехал на велосипеде в сторону Махачкалы, к Абдурахману. Но проезжая небольшой приморский поселок Манас, опять попал в гости: строители местной мечети обедали и пригласили его к столу.
— Для меня это необычно, чтобы незнакомые люди кормили меня. В Швейцарии такое невозможно, — разводит руками Люк.
Повышенное внимание к себе швейцарец чувствовал во время всего путешествия по Дагестану. Когда Люк все-таки заехал во двор к Абдурахману, к нему сбежались дети со всех окрестных дворов. Иностранец в велосипедном шлеме и с внушительным прицепом не мог остаться незамеченным. В итоге дети помогли перенести все вещи в квартиру, где Люк прожил почти две недели.
— За это время я успел побывать в Дербенте. Было особое чувство, эти старые стены… Великолепное место между морем и горами. Еще хотел посмотреть на Сулакский каньон, но погода подвела. Зато очень часто гулял по набережной Махачкалы, познакомился там с местными жителями. И они каждый раз при нашей встрече водили меня в кафе и денег почему-то не брали.
«Мне кажется, я повидал Восток»
Выезжая из Швейцарии, Люк планировал посетить и Индию, и Китай, и Канаду со Штатами. Путешествие задумывалось как кругосветное.
— Но я вдруг подумал, что больше не нуждаюсь в новых впечатлениях. Если я продолжу путь, они наложатся друг на друга. Я так не хочу. Мне кажется, здесь, в Дагестане, я повидал Восток.
Еще одна причина изменить планы — сложность в получении виз. Почти всегда это занимает довольно времени и требует массы документов. Российскую визу Люку помог сделать дагестанский друг, оформив приглашение в страну.
— Мне легче крутить педали, чем заниматься всем этим, — улыбается учитель.
Теперь его маршрут лежит через Грузию, Турцию, Грецию и Италию. Путешественник выбрал их в надежде на теплый климат зимой.
— Мне кажется, грузины так же гостеприимны, как и дагестанцы, — рассуждает иностранец. — А в Турции у меня есть знакомый, у которого я остановлюсь.
Из Дагестана кроме новых знакомств Люк увезет книгу стихов Расула Гамзатова. А еще впечатления, которые записывает в дневник, чтобы позже написать книгу.
— Вернусь ли я еще в Дагестан? Пока не думал, но мне бы очень хотелось искупаться в Каспийском море, поэтому не буду загадывать.
Если хочется так же
С собой Люк привез почти 50 килограммов личных вещей — все, что может понадобиться в пути. Но есть три вещи, без которых он никогда не тронется в дорогу.
— Это телефон, потому что там карта-навигатор — очень практичная штуковина. Я, конечно, могу использовать бумажные карты, но это удобней. Еще палатка. В западных странах она обязательна, но начиная с Украины я ни разу ей не воспользовался: везде приглашают к себе в дом. И куртка — когда становится холодно или идет дождь.
Велосипед у Люка не обычный, но это не последняя гоночная модель. Напротив, Люк объехал пол-Европы на стареньком велике, который родители подарили ему 16 лет назад.
— С тех пор я поменял некоторые запчасти, колеса. Для поездки приспособил уличные шины, чтобы быстрее ехать. Никакой специальной физической подготовки у меня нет. Просто кручу педали, смотрю по сторонам, — пожимает плечами он.