Постановления кайтагского уцмия Рустем-хана
Памятник истории и письменности даргинцев ХVII века
Расул Магомедович Магомедов
Предисловие
Во время одной из поездок в горный Дагестан в июне 1960 года в селении Дуакар Дахадаевского района мне подарили рукопись, тогда я не придал ей особого значения. Но зато мне крепко запомнились слова, сказанные обладателем рукописи, бывшим красным партизаном, персональным пенсионером Магомедом Алибековым: «Я знаю твоего отца, он мой кунак, знаю, что ты большой любитель истории своего народа. Эту рукопись я долго берег. Возьми её, ты найдешь в ней немало интересного».
Мне было весьма приятно слышать это. Однако настоящую цену полученной рукописи я узнал лишь по приезде в Махачкалу. Рукопись, подаренная мне кунаком отца, оказалась редким памятником прошлого. Это был «Свод заповедных законов Кайтаг-Дарго». Памятник относится к началу XVII века, периоду правления кайтагского уцмия Рустем-хана. Правда, сама запись сделана в 1828 году. Но, как свидетельствует примечание к сборнику, он переписан кадием Нухом из селения Кища с более древнего текста, который настолько стерся, что стал «затруднительным для чтения».
Находка представляет собой судебник, излагающий законы и обычаи кайтагцев и даргинцев. К большому сожалению, в рукописи не хватает некоторых страниц. Поэтому «Свод заповедных законов Кайтаг-Дарго», дошедший до нас пока что в единственном списке, неполный.
Текст судебника составлен на одном из диалектов даргинского языка. При переводе мы пытались свести язык текста к одному из двух диалектов даргинского языка—уркарахскому или сюргинскому, но из этого ничего не вышло. Обращение к кайтагскому языку т0же не дало результатов. Перевести текст судебника оказалось °возможным только с помощью указанных двух диалектов и кайтагского языка. При переводе встречалось много трудностей, так как многие слова из свода сейчас почти не употребляются в современной литературе. К счастью, как удалось выяснить, эти слова все еще бытуют в простонародье. Это в значительной мере облегчило нашу работу над переводом текста.
Текст Кайтагского судебника очень сложный. Удивительно, что еще в XVII веке на одном из местных даргинских диалектов оказалось возможным выразить самые сложные обороты речи из области исторической и историко-юридической науки. Это говорит прежде всего о том, что даргинский язык был не так уж примитивен и беден, каким его пытаются иногда изображать. К тому же в тексте очень редки слова, заимствованные из восточных языков.
приложил немало усилий, чтобы разыскать недостающие страницы, но мои попытки не увенчались успехом. Поэтому перевод текста заповедных законов мы вынуждены дать неполным.
Текст «Свода заповедных законов Кайтаг-Дарго» написан арабским шрифтом на уркарахско-кайтагском наречии. Очевидно, развитие культуры горцев уже в XVII веке диктовало необходимость иметь письменность на родном языке.
Мы считаем «Свод» одним из древнейших историко-литературных памятников. Он наряду с другими, подобного характера, памятниками истории позволяет понять важнейшие особенности в общественнополитическом развитии дагестанских горцев. Думаю, что предлагаемая работа явится полезным учебным. пособием для студентов, а для научных работников важным источником в их исследованиях при разработке истории средневекового Дагестана.
Свод заповедных законов Кайтаг-Дарго (русский перевод)
Этот Свод составлен во времена уцмия Рустем-хана.
Это Свод заповедных законов Кайтаг-Дарго. Записан при общем согласии всего Уцмии-Дарго. На хранение отдан в селение Кища.
Чтецу—отрез дарая1 или три куруша2, а талкану3—быка. Без печати талкана не читать. Если же прочитают, талкану— коня. Если же талкан велит прочитать, то коня дать чтецу4.
Если рот держать закрытым, будет голова цела5.
-
За убийство вора — уйти в изгнание.
-
В случае убийства того, кто убил вора, или на дворе, или дома, или около стада или, услышав крики о воровстве, пусть двойной штраф будет, пусть будут два кровника.
-
Если поймают вора, тысяча танка6 штрафа поймавшему и еще сто танка штрафа7. Кто, поймав вора, отпустит его, с того сто танка штрафа.
-
Штраф за прелюбодеяние тот же, что и за воровство.
-
Если, подкараулив в каком-либо месте с криком, руганью, в споре кто-либо насильно отберет имущество, с того взыскать награбленное в десятикратном размере.
-
За преднамеренное убийство пусть прольется кровь семи кровников. Убийство грабителя во время грабежа не преследуется. За убийство грабителя на том же месте пусть прольётся кровь двух кровников. Если убьют опять человека... (на этом месте текст обрывается).
-
С примирившегося с кровником полагается сто танка штрафа. Если после примирения убьет кровника, пусть месть падает на дом убийцы. Если же будет убит примирившийся, полагается изгнание.
-
Если вор будет уличен во лжи, взыскать с него в десятикратном размере, если же будет отказываться от совершённого, отрицать воровство, то для подтверждения его правоты должны поклясться семь амхаров8.
-
С тех, кто будет гнаться до дверей, взимать по сто танка штрафа с каждого. За убийство преследователя полагается изгнание.
-
За задержание женщины-кровницы тысяча танка штрафа. Если придет и заявит, что её задержали, если с криками с того самого места, где её задержали, и на том месте окажется схвативший её, надо поверить слову женщины. Заявление её о случившемся после прихода домой не принимать во внимание. Если обвинённый будет говорить, что он не задерживал её, то за него должны поклясться семь амхаров вместе с его тухумом9.
Если рот держать закрытым, будет голова цела.
-
Если придет человек и скажет, что он тем-то ранен, что тот стрелял в него, что он узнал того, то принять его слова во внимание при подтверждении их клятвой семи амхаров вместе с его тухумом10.
-
Примирение с врагом должно произойти или посредством имущества, или хлебом-солью или с благословения людей.
-
В случае прикосновения раба к женщине-узденке предать его смерти. При прикосновении талкана к узденке в пользу Дарго причитается сто рублей. Если же храбрец-уздень11 прикоснётся к княжне, пусть так и будет. Так, например, без её согласия он не сумеет прикоснуться к ней, а если она несогласна, пусть так и будет.
-
Если мужчина увел женщину и последняя не возражала, то ее следует выдать за него, а если же не согласна она и у родителей нет в этом единодушия, следует её вернуть обратно. Но если, говоря не выдадим, затеяв драку, убьют похитителя, убивший не должен быть отправлен в изгнание.
-
Если до примирения мужчина учинил поджог и этим нанес убыток и его опознают, а он будет ложно требовать наказания другого, за это с него взыскать сто танка штрафа.
-
Если после договоренности о выдаче женщины замуж последует отказ, возвратить в десятикратном размере12.
-
Если от одной из двух ран мужчина умрет, оказавшийся при этом пусть признается, пусть будет свидетелем. Если же он скажет, что это дело рук другого, с него взыскивается сто танка штрафа
-
Если кто-нибудь подстрекательством причинил убыток или путем подстрекательства совершил убийство, причиненный ущерб должен возместить подстрекатель, он же объявляется кровником.
-
В случае, если произойдет драка и один ранит другого, то тому из них, кто первым скончается, положен букъра13 с того, кто скончается позже.
Если рот держать закрытым, будет голова цела.
-
С того, кто увел из села скотину, сто танка штрафа, кто увел из стада, с того сто танка штрафа.
-
Мужчина, взявший на себя обязательство, не может оправдаться, пусть отдаст сам, пусть то, что он взял на себя, достанет и отдаст.
-
Если кровник придет, надо его принять, нельзя говорить ему —не оставайся. При уходе кровника нельзя с ним уходить. Если будет убит тот, кто действует заодно с кровником, так пусть и будет... (на этом месте текст обрывается).
Эти слова не должны передаваться человеку не из Дарго14.
-
Если из-за пределов Дарго явится в Дарго кровник, не принимать его.
-
Если мужчина пришел из другого Дарго в наш Дарго и будет проситься в число жителей села, надо его принять. Но его нельзя назначать кадием15, мангушем16, чапаром17, главой села, муталимом18. С нарушившего это правило положен букъ.
-
Если большинство будет на одной стороне и один откалывается без общего согласия, с него следует взимать тысячу танка штрафа.
-
Если вор будет уличен во лжи, взыскать с него в десятикратном размере.
Если рот держать закрытым, будет голова цела.
-
С того, кто нарушит пост или не помолился в рамазан19 месяц, взыскать тысячу танка штрафа.
-
Если обкрадут мечеть, взыскать в десятикратном размере, конфисковать дом, в случае подозрения привести к ответу сорок человек.
-
Если огнем будет нанесен убыток снопам или дому, привести к ответу сорок человек. С уличенного во лжи взыскать в десятикратном размере.
-
Если кто-либо отнесет что-то свое, а другой это утаит, утаивший добровольно должен возвратить и заплатить сто танка штрафа.
-
Если человеку во время отлучки без всякой его вины в результате ссоры, грабежа, засады его аулу, ему самому, его стаду или имуществу, главе села, талкану или узденю с целью или по ошибке будет причинен убыток, то убыток этот должны возместить Дарго и жители селения в семикратном размере.
-
В случае, если мужчина убьёт, потом скроет, с него трёхтысячный штраф и семеро кровников. На того, кто не подчинится этому решению Дарго, падает двойная кровь, двойной букъ с того.
-
За убийство женщины следует тысяча танка штрафа.
-
Клятва вора пусть будет на родителях жены.
-
За убийство лага20 талкана брать обувь с каждого дома со всего Дарго.
-
Если убьют еврея, снять с убитого кожу и наполнить её серебром. Если же при попытке (еврея Р.М.) нанести убытки на 100 туманов21 будет убит, причитается чувал мякины22.
-
Если будет говорить, что человек, который уходил от тебя, сделал зло, подтверждено должно быть ручательством сорока лиц.
-
Если утверждал, что находился дома, спал, никуда не ходил, а тоже был уличен, пусть возместит нанесенный убыток.
-
На отказывающегося нести наказание наложить сто танка штрафа. Человека, говорящего—не желаю подчиняться решению, отказываюсь давать штраф, не кормить, не допускать в стадо его крупный рогатый скот. С того, кто накормит его и допустит его скотину в стадо, причитается сто пятьдесят танка штрафа23.
-
В случае, если будут преследовать друг друга, взимать сто танка штрафа, а в случае нанесения раны во время преследования — пятьдесят24.
-
Плохой человек не может обвинить во лжи хорошего. Хороший должен перевоспитать плохого. У злого человека в семье не будет счастья.
-
Если кто-нибудь раньше занимался наветами, а по том стал кровником, тот должен нести ответ двойной кровью, на него должна пасть двойная кровь, двойной букъ с него. Мы так поступаем и с ним так будет.
-
За убийство на собственном мюльке25 человека, не являющегося кровником и с которым не было ссоры, букъ в семикратном размере, ответ семикратной кровью.
-
За убийство человека, изъявившего желание дать клятву или явившегося на суд, пусть будет два кровника, пусть дважды будет букъ.
-
Если человека убил и сознался сам в этом до того, пока другой не сообщил об этом, взыскивается тысяча танка штрафа.
-
Человека дурного поведения тухум должен убить, если же его не убьют, то он должен быть и в ответе.
-
Голова будет—добро будет; плохому человеку руку не подавать, давшего — оштрафовать на сто танка.
Если рот держать закрытым, будет голова цела.
Этим сводом должны руководствоваться и талкан и даргинское общество.
-
С того, кто по зову даргинского общества не отзовется, взыскивать сто танка штрафа.
-
По зову талкана должны явиться. Кто не явится, с того взыскивать тысячу танка штрафа.
-
Талкан должен совершить суд. Пусть не будет талкана на совершающего суд.
-
Если талкан призовет на ежегодный суд, и кто не явится, с тех брать штраф по сто танка с каждого.
Государству без талкана, Дарго без суда, стаду без пастуха, войску без разумного, селу без головы—не быть.
Разумный пусть поразмыслит над этим
-
Если талкан хочет учинить над каким-нибудь селением насилие, надо предупредить его, чтобы он не делал этого. Надо оказывать помощь пострадавшим, сельчане должны быть единодушны, а если кто отделится, разрушить его дом, а самого выселить.
-
Талкан пусть наказывает насильников. Он не может заступаться за нарушителей. Талкан не должен быть на поводу у таких.
-
Пусть талкан ежегодно собирает у себя разумных, разъясняет им содержание этого свода, справедливо вершит суд.
-
В Дарго талкан не должен терпеть ни грабителей, ни воров.
-
Перед талканом и чанка26 не унижается. Того, кто унижается, изгнать из села и запретить членам семьи встречаться с ним. Если кто будет просить оставить его, того дом разрушить.
-
Когда приезжает талкан, чанка без вызова к нему не ходит, кто пойдет, с того сто танка штрафа.
Если рот держать закрытым, будет голова цела.
Кто не поступает так, тот слабоумный.
-
Без совета с умными людьми талкан не должен поднимать в поход ополчение, а если поднимет, наложить на него тридцать туманов штрафа. Если поход будет предпринят после совета и не выйдут все как один, с каждого, кто не явится, по сто танка штрафа. Пусть это наказание будет одинаковым и для узденя, и для талкана, и для чанки, и для лага.
-
Если отделится селение от Уцмии-Дарго, в пользу талкана взыскать тридцать туманов штрафа серебром. Если один отделится, взыскать с того десять туманов штрафа.
Пусть в нашем Дарго не будет человека, который будет говорить, что он не согласен с тем, что записано в этой заповеди27.
Если рот держать закрытым, будет голова цела.
Составлено во время правления уцмия Рустем-хана. Смотри, талкан, следи за порядком. Ценен тот, кто соблюдает порядок—у того приумножатся богатства. Землей не будет съедено тело того, кого прославит аллах.
Смотрите, даргинцы, примите порядок, даргинцы, соблюдающие порядок, священны, возрастет их вес, не раскаятся.
Если рот держать закрытым, будет голова цела.
Конец. Слава аллаху.
Эти заповеди сделаны кадием сел. Кища Нухом по поручению собрания кадиев в 1244 (1828) хиджры, так как прежние записи настолько стерлись,-что стали затруднительными для чтения.
Свод заповедных законов Кайтаг-Дарго (на даргинском языке)
Ишди дугьби цахIнадяхъибти сари Рустам-хан Уцумила заманализир.
Гьайш Хайдакь дарга зигъналла кIа саби. Лебил Уцумила дарга бархбалгуй белкIунил саби. КIишала шилизи кабихьибил саби.
БучIаннис дарай, я хIябал къуруш, талхъайс унц. Талхъа нугьру аккарли мабилчIаб. БелчIалли талхъайс урчи. Талхъай белчIахъалли урчи беккаб белчIуниллис.
МухIли буцали бекI буцар.
-
Хъулчи кавшали кьаранукьесли бигьаб.
-
Я гIямиликев, я хъайцив, я хIенкьлицев, я вявдеш гIергъили хъулки кавшибил кавшалли чIидахI букь дигьаб, кIел душман бигьаб.
-
Хъулки уцалли азир танка гIякIа уцибис дигьаб, даршал танкка гIякIара дигьаб. Хъулчи уцибли ватурагъали — даршал танка гIякIа ватурагъибиллике дигьаб.
-
ХъямхIялара гIякIа хъулчилагъуна бигьаб.
-
Адими гьакайцалли, пулан мусаликеб я гьиш икIули, я гъараикIули, я жаликIули гьакайзулли мас кирсасалли, сасибил мас цалис вецIли ахъесли бигьаб.
-
Кавшалли верхIдехI хIи дигьаб, гъанрука кавшалли, гъарали укухIили, тяк игьаб. Гъанрука кавшибил кавшалли гьил мусаликеб чIидахI хIи дигьаб. Адими кавшалли цIили... (Ургарти бахIяни агара).
-
ХIикивлис вершалли даршал танка гIякIа бигьаб, вершибли кавшалли хъали душманбигьаб, вершибил кавшалли кьаран укьесли бигьаб.
-
Хъулки къяна вигьалли цалис вецIкали дигьаб, хIябаркьибра икIалли, хъулки аккара икКалли верхIел амхартала хъя дигьаб.
-
ХIи хьунул руцалли азир танка гIякIа бигьаб. Ну руцибра рикIули, руцибил мусаликив гьитра вигьалли хьунулла мухIли кьабулбаркьесли бигьаб. Хъули вакIиблагIир рикIалли, кьабулхIебаркьесли бигьаб. Нуни хIеруцибра икIалли верхIел амхарталла хъя бигьаб сунела тухумличули.
МухIли буцали бекI буцар.
-
Адими ну гьашили вахъибра, наб гьашили игьуб, нуни вагьра вагьурра, гьаш адими сайри икIули вакIалли, гьатила мухIли кьабулбаркьесли бигьаб верхIел амхартала хъяличули, сунела тухумличули.
-
Душмайчул даршубаркь я масличул я кьащличул я адамтала патихIяличул бигьаб.
-
Лагъли уздан хьунул руцалли кавшесли бигьаб. Талхъай руцалли дарккали даршал къуруш сасесли бигьаб. Уздан гъабзали талхъан хьунул руцалли тяк ригьаб. Масала, сари разиригьили аккалли руцара хIергьар, рази хIеригьалли, сари разиригьни сабабли так.
-
Амарсали хьунул гьарасали, гьарасибики разихIерикалли, реккесли бигьаб, разихIерикалли, бегIти киркка бикIалли кирккесли бигьаб. ХIялуккаса викIалли, къавгъа дигьалли гьарасибил кавшалли кьаранукьесли бигьаб.
-
ДаршухIейгьубли левай амарсалли цIа дикьалли, зиянбаркьалли, катIи вагьалли, цацарайце зегъа бекка икIанникебра даршал танка гIякIа бигьаб.
-
Хьунул шери риккишаибли цIили хеккалли цалис вецIахъесли бигьаб.
-
Ца дяхъиличули, кIивал дахъиличули амарсар вебкIалли, катIи кайцурил леввигьалли, мукIурли вигьаб, бикьри вигьаб, цацарайцир къибикки икIалли икIаникиб даршал танка гIякIа бигьаб.
-
Цали гьирваркьибли зиян баркьалли я гьираркьибли кавшалли, баркьибил зиян гьираркьибилли ахъесли бигьаб, сайра душманаркьесли бигьаб.
-
Адамтала къавгъа дигьубли цали ца бяхъялли, гьалав вебкибиллис, гелли вебкIибилли букьра луккесли бигьаб.
МухIли буцалли бекI буцар.
-
Шад гьиш кидатай гъикъали даршал... хIенкьлици гьишбакIалли даршал тянкка гIякIа бигьаб.
-
Амарсали хъябли буцалли урхIевхъесли бигьаб, сунели биккаб, сунили хъяблигIи буцибицер сасибли биккаб.
-
Душман вакIалли вихIесли бигьаб. Мавудда хIейкIесли бигьаб, аркьяли варх хIявкьесли бигьаб. Душмай чули иркьанил кавшалли тяк игьаб, килаки чапухъалли даршал...
Гьашти дугьби ддура дарккала адимицце мадургьаб.
-
Ддура дарккалицеркад душман гьаш дарккалице вакIалли хIейхесли бигьаб.
-
Ддура даркка амарсар гьаш дарккалице вакIибил, шан варкьаба викIалли варкьесли бигьаб, кьадира, мангъушра, чапар, шила халалра, мутагIялимра гъишхIеркьесли бигьаб, варкьалли букь дигьаб.
-
Бахъал цашалбикибли ца абирхулли, декIарухъуникебра азир танкка гIякIа бигьаб.
-
Хъулки къяна игьалли цалис вецли бигьаб.
МухIли буналли бек буцар.
-
Рамазан бац думбаталли я дехIебала хIедаркьалли азир танка гIякIа бигьаб.
-
Масжид бигIялли цалис вели бигьаб, хъалира буэсли бигьаб, шакдеш бигьалли авцIайчули зегъа бигьаб.
-
ЦIаликебли зиян баркалли, буг мас бигьаб, хъайс бигьаб, авцIайчули зегъа бигьаб. Къянавигьалли цалис вецIли дигьаб.
-
Сунела сикIал букъилли, цили дигIяна баралли, сунна кьилли керлуккесли бигьаб, даршал танка гIякIа бигьаб.
-
Сунна архIяли иркьяй сунекиб хатIа аккалли я гьишикIули, я гъараикIули, я гьакайцурли, суни шарки баркьаб, я сунес баркьаб я сунела хIенкьличуб бигьаб, масла бигьаб, бекIла бигьаб, талхъа бигьаб, узда бигьаб, хатIали бигьаб, бигьубил зеян гьаш дарккали ахъесли бигьаб, цалис верхIли бигьаб, шила агьлули ахъесли бигьаб.
-
Амарсали кавшалли, цIили дигIянаваркьалли хIябал азирла гIякIа бигьаб, верхIдехI хIи дигьаб, гьаш дарккали биккибикиб хIявъули шарки баркьалли чидехI хIи дигьаб, чIидехI букь дигьаб.
-
Хьунул амарсар карушалли азир танка гIякIа битьаб.
-
Хъулкила хъя хьунулла бегIтакеб бигьаб.
-
Талхъа лагъ кавшалли дабри дигьаб, гьар хъайгIи, лебил дарккалицер.
-
ЖугьутI кавшалли кам архъибли арцли бицIесли бигьаб. Масала, даршал тумен зиянбиркьули кавшалли некла къап бигьаб.
-
ХIечуркат аркьянил амарсали наб вайбаркьиб икIалли авцIайчули зегъа бигьаб.
-
Шахъулир я усанилигIир архIяркьун или къяна игьалли, баркьибил зиян ахъаб.
-
Зегъа хIелуккас икIанилличиб даршал танкка гIякIа бигьаб, зегъа хIебикки икIаниллара, амхарли хIелуккас икIаниллара къуркъа хIенкьлицци бетхIейгъахъесли бигьаб, я кьацIли хIехесли бигьаб, вахуникибра бетагъахъибикибра даршлим шуцIала гIякIа бигьаб.
-
Цалис ца гIиранукьалли даршал танка гIякIа бигьаб. Дяхъи баркьибле укьялли шуцали бигьаб.
-
Вайсили ахIсил къяна хIеркьесли бигьаб. Ахсили вагьил къяна виркьесли бигьаб, къонсайчибилла хъалибаркла гьиш диркьесли бигьаб.
-
Гьалли къунчра икIули, шили хIибухъли илли вашалли чIидехI хIи дигьаб, чIидехI букь дигьаб, нушара гьишдиркьулра, нушанира гьиш биркьесли бигьаб.
-
Адими сунела мулкликев кавшалли, душман аккарил, я чула къавгъа аккарил верхIдехI букь дигьаб, верхIдехI хIи дигьаб.
-
Хъибиккара иркьанил вигьаб, дивайки иркьянил вигьаб кавшалли чIидехI букь дигьаб, чIидехI хIи дигьаб.
-
Адими кавшалли, нуни кавшира икIули мукIурвакIалли царил викки викканики, азир танка гIякIа бигьаб.
-
Адими ваерхалли тухумли кавшесли бигьаб, кахIевшалли чули ахъесли бигьаб.
-
БекIла бигьаб, масала бигьаб, вагьил адимис някъ хIейгьесли бигьаб, вигьалли даршал танка гIякIа бигьаб.
МухIли буцалли бекI буцар.
Гьаш кIалиццеб лебсе талхъай биркьесли бигьаб.
-
Гьаш дарккали вявдеш даркьалли муза хIевхъалли азир танка гIякIа бигьаб.
-
Талхъай вявдеш даркъалли башесли бигьаб, хIяркъянике азир танкка гIякIа бигьаб.
-
Талхъай диван диркьесли бигьаб. ХIебиркьан талхъан майгьаб. Гьар дусла, талхъай даширая алли дивайке, Шили хIебукьялли бекI-бекIла даршал танка гIякIа бигьаб.
Талхъан аккар улкара, диван аккар дарккара, букIун аккар маццара, гIякьлу аккар хIурибара, бекI аккар шира пайдала хIебиргьар. ГIякьлула вагьли пикрибараб.
-
Талхъай ца шиличи зулмубаралли, мабиркьитта бикIесли бигьаб. Икьала биркьесли бигьаб, ца шантиван гъайбикIесли бигьаб, декIарухъунилла хъали буэсли бигьаб, сайра дураверкIесли бигьаб.
-
Талхъай залимтас тамбихI биркьесли бигьаб. ЗалимтегIерли талхъан хIешесли бигьаб. Вашан талхъан майгьаб.
-
Талхъай гьар дусла, гIякьлукебти урхI сунна шулгIи кабукибле, гьаш кагъарлицебил аргъахъибле, ахIилил баркьуддиликебле диван биркьесли бигьаб.
-
Гьаш дарккалицеб я гъанрука, я хъулки, талхъай ХIятесли бигьаб.
-
Талхъайсра, чянкIасра, увитайресли бигьаб. Увитали шавхIетесли бигьаб. Хъалибарг хIебашахъесли бигьаб. Витира икIанилла хъали буэсли биаб.
-
Талхъан, чIянкIа, хьура игьалли, сунни ваши хIеили хIешесли бигьаб. Укьялли иркьяникеб даршал танка гIякIа бигьаб.
МухIли буцалли бекI буцар. ХIебурцани къагъ абдал сай.
-
Талхъай гIякьлула бегIтаце гингиш аккарли хIуриба турамааб. Букалли хIябцIали тумен гIякIа бигьаб. Гингиш баркьибле ца абирхули хIябукьялли бекI-бекIла даршал танка гIякIа дигьаб. Уздайсра, талхъайсра, чIянкIасра, лагьлисра зегъа гьеш бигьаб.
-
Уцами даркка ши декIарбикалли хIябцIали тумен гIякIа бигьаб, арцла бигьаб, талхъайс бигьаб. Ца декIарикалли вецIал тумен бигьаб. Гьаш кIалицибил хябиккар икIанил нушала дарккалицев мавъаб. МухIли буцалли бекI буцар.
Рустамхан Уцамила замана белкIунил саби гьаш, вари талхъан гIядлу баркьа, гIядлула вагь дурхъал сай. Мулкдеш халиддиргьар, гъариб чарх ГIянччили хIебукка, аллагьли дурхъа варкьибилла.
Вари даркка гIядлу кьабулбаркьая, гIядлула даркка дурхъал саби, дурхъа биргьар, пашман хIебиргьар.
МухIли буцалли бекI буцар.
Таманбиубли, аллагьлис деза...
Иш къагъар чеббелкIунил саби Кишала кьаднли, Нухли, убла кагъарлизибад буи заябиубли белчIес къиянни биъни багьандан, заманала кьаднани хъарбаркьниличибли. 1244 дус.
Сканы с рукописи свода законов
Историческо политический очерк
После ознакомления с содержанием Судебника я первым долгом занялся сличением текста Судебника с «Постановлениями кайтагского уцмия Рустем-хана», опубликованными в первом выпуске «Сборника сведений о кавказских горцах». Такое сличение показало, что между Судебником, т. е. «Сводом заповедных законов» и «Постановлениями» имеется некоторое внешнее сходство, но по существу, по содержанию материала они различны. Правда, кое-какие статьи «Судебника» и «Постановлений» в некотором смысле совпадают. Но в этом нет ничего удивительного, ибо оба памятника связаны с одной и той же общественной средой, территорией и, может быть, одним и тем же временем. И все же мы не можем с одинаковой меркой подходить к обоим памятникам.
Во-первых, «Постановления кайтагского уцмия Рустем-хана» дошли до нас только в переводе с арабского языка. В силу того, что смысловое значение отдельных терминов, выражений не всегда совпадает с языком перевода, нельзя рассчитывать на точную передачу в целом текста памятника и его отдельных статей.
Во-вторых, хотя опубликован перевод «Постановлений», сам оригинал текста нам неизвестен.
«Свод заповедных законов» выгодно отличается от «Постановлений» тем, что он составлен на даргинском языке и более точно отражает действительную картину социальных отношений горцев к моменту его составления.
Наш текст Свода начинается словами: «Этот свод составлен во времена уцмия Рустем-хана». Рустем-хан— историческая личность. Он действительно правил в Кайтаге в 1601—1645 гг. Следовательно, по своему происхождению «Свод заповедных законов» должен быть отнесен к этому времени.
Однако, слова Свода о том, что он составлен «во времена Рустем-хана», не дают никакого основания считать, что автором его является именно Рустем-хан. Характерно, что еще в конце прошлого века М. М. Ковалевский в своей статье «Дагестанская «Народная правда»! признал ошибочным даже само название «Постановления кайтагского уцмия Рустем-хана». Он писал, что таких «Постановлений» не существовало, будет правильнее, если этот документ будет «Сводом адатов уцмийского владения». Причем, по его словам, рукопись под таким названием хранилась в Дербентском Окружном Управлении.
Описку, имевшую место в отношении названия «Постановлений», мы ни в коей мере не должны допускать в отношении «Свода заповедных законов». Для этого нет и никакого повода. Вслед за словами «Этот свод составлен во времена уцмия Рустем-хана», которыми начинается Свод, следуют такие строки: «Этот свод заповедных законов Кайтаг-Дарго записан при общем согласии всего Уцмий-Дарго».
Не существует ни прямых, ни косвенных данных, говорящих о том, что автором «Свода заповедных законов» является Рустем-хан. Напротив, имеются доказательства в пользу того, что Свод является записью судебных обычаев горцев, произведенной с общего согласия всего Уцмий-Дарго в начале XVII века.
Теперь остается выяснить, чем было вызвано составление «Свода заповедных законов». Надо полагать, что этому предшествовали весьма серьезные события во внутренней жизни уцмийства Кайтагского.
Мы знаем, что ко времени правления Рустем-хана в состав уцмийства продолжало входить разнообразное по своему этническому составу и общественному положению население. Основные владения кайтагских феодалов были сосредоточены в Нижнем Кайтаге. Здесь феодалы успели закабалить сельское население. Власть уцмия распространялась и на Верхний Кайтаг, где сельские общины сохраняли свое внутреннее устройство и право владения землей.
Наличие общинных организаций сильно ограничивало действия уцмия в горных общинах.
По мере углубления процесса феодализации в Нижнем Кайтаге уцмий различными путями пытался освободиться от этого ограничения и раз навсегда покончить с независимыми стремлениями общин.
В свою очередь городские общины, чувствуя надвитавшуюся опасность, развивались и организовывались. В конце концов две враждебные друг другу силы пришли в столкновение. Начался период неурядиц и жестоких столкновений. Когда стало ясно, что победить ни одна из сторон не в состоянии, встал вопрос о выработке общих правил, регулирующих взаимоотношения. Кайтагский судебник как раз и является записью этих правил. Хотя уцмию не удалось преодолеть организованного сопротивления общин, он сохранил свое прежнее положение верховного предводителя всех кайтагцев. Из Судебника видно и то, что власть уцмия вотношении Верхнего Кайтага продолжала оставаться ограниченной.
Таким образом, причиной появления «Свода заповедных законов Кайтаг-Дарго» является дальнейшее углубление феодальных отношений, сопровождавшееся наступлением уцмия на сельские общины, и усиление классовой борьбы в Кайтагском обществе XVII века.
В некоторых частях «Свода заповедных законов» выступает древнее право даргинцев. Основу этого права надо искать в материальных отношениях жизни даргинцев различных эпох. Они, как и все остальные дагестанские народы, вступили в классовое общество через первобытно-общинный строй. В первобытном обществе «мы видим господство обычаев»28. Характеризуя первобытное общество, В. И. Ленин писал: «...было время, когда гогосударства не было, когда держалась общая связь, самое общество, дисциплина, распорядок труда силой привычки, традиций, авторитетом или уважением, которым пользовались старейшины рода...»29.
После того, как общество раскололось на классы и появилось эксплуататорское государство, на смену народным обычаям пришли законы. Но с появлением законов обычное право не переставало существовать. В этом отношении можно сказать, что Кайтагский судебник является своего рода сборником норм обычного права, восходящего к первобытно-общинному строю и феодальному праву.
Нормы обычного права нашли отражение во многих статьях Кайтагского судебника. Из них мы узнаем о наличии у кайтагцев и даргинцев института кровной мести. За убийство мстит брат за брата, сын за отца или отец за сына, либо племянник и т. д. Причем круг мстителей не ограничивается членами семьи и родственниками. Обычное право признает обязательное участие в кровной мести всех членов тухума. Месть преступнику со стороны пострадавшего или его родственников является самой древней формой наказания. Кайтагский судебник наряду с местью допускает и выкуп. Выкуп существовал и при родовом строе.
Исключительно большое значение «Свод заповедных законов» придает присяге и соприсяге. Ни одно судебное дело не обходилось без участия почетных, уважаемых людей общины. Они выносили решения и они же присягали в спорных и запутанных делах. Их активная роль в суде является отголоском древних общинных обычаев.
«Свод заповедных законов» знает «умыкание» (похищение) невест. Этот обычай уходит своими корнями в глубь веков к племенному строю, когда мужчины из одного племени похищали жен на стороне, у других племен. Об этом акте насилия в «Своде заповедных законов» сказано, что если мужчина увел женщину и последняя не возражала, то её следует выдать за него замуж, а если она не согласна и у родителей нет в этом единодушия, следует ее вернуть обратно.
Имела место и круговая ответственность родственников. Так, например, согласно Кайтагскому судебнику, если к сельским властям придет раненый человек и скажет, что он тем-то ранен, что тот стрелял в него и что он узнал стрелявшего, то слова раненого надо принимать во внимание при подтверждении их клятвои семи почетных лиц. из его тухума.
Есть в Кайтагском судебнике статья, согласно которой убийца мог укрыться в доме убитого им человека. Его, по традициям дагестанского гостеприимства, нельзя было ни убить, ни оскорбить.
Остались у кайтагских даргинцев всякого рода запреты, связанные с господством общинного строя. В одном случае переход из одной общины в другую ограничивался, а в другом такой переход разрешался, но лицу, пришедшему из другого общества, не разрешалось занимать выборные должности в обществе.
Видимо, с какими-то глухими отзвуками матриархата следует связывать следующую запись, сохранившуюся в Кайтагском судебнике: «Клятва вора пусть будет на родителях жены».
По Кайтагскому судебнику в XVII в. кайтагцы и даргинцы традиционно продолжали придерживаться дисциплины и порядка, установленных еще во время господства обычаев. Так, например, того, кто отказывался подчиняться постановлениям общины, наказывали да еще запрещали пасти скот в общественном стаде.
О неугасших общинных традициях и сплоченности горцев, объединенных в общины, можно судить по тому, что сказано в «Своде заповедных законов» о защите села от насилия феодалов. Если талкан собирается учинить над каким-нибудь селением насилие, говорится в «Своде заповедных законов», надо предупредить его, чтобы он этого не делал. «Свод заповедных законов» в таких случаях требует единодушия всех сельчан и оказания помощи пострадавшим. Предусматривается также наказание того, кто отколется от общества: разрушение дома и высылка.
Кайтагский судебник дает нам возможность судить о роли и месте джамаата и тухума во владении уцмия кайтагского.
Кайтагский судебник отразил и другие нормы обычного права. Все это указывает на глубокую древность правовых норм, внесенных в «Свод заповедных законов Кайтаг-Дарго».
С точки зрения времени появления публикуемый Кайтагский сборник в одинаковой мере отражает и право разлагающегося общинного строя, и право зарождающегося в его недрах феодального строя.
Если сравнить тексты Кайтагского судебника и кодекс Умму-хана Лварского в части отражения в них норм обычного права, то мы найдем много общего. Однако полной аналогии между ними проводить нельзя.
«Свод заповедных законов Кайтаг-Дарго» и кодекс Умму-хана слагались из разных источников и с различными целями. На наш взгляд, «Свод заповедных законов Кайтаг-Дарго» как по содержанию, так и по языку является самостоятельным и самобытным памятником, дающим ключ к лучшему пониманию сложных общественных отношений кайтагцев и даргинцев различных эпох.
Из «Свода заповедных законов» ясно видно, что кайтаго-даргинское общество распадалось, с одной стороны, на класс эксплуататоров и класс эксплуатируемых трудящихся и, с другой стороны,—на общинников с общинной знатью.
Высшим органом власти по «Своду заповедных законов», в Кайтаг-Дарго выступает Совет представителей обществ. Это видно из следующих слов, которыми начинается судебник:
«Это Свод заповедных законов Кайтаг-Дарго. Записан при общем согласии всего Уцмий-Дарго». Общее согласие могло быть выражено только на общем сходе представителей всех частей Кайтаг-Дарго. Когда, кем и при каких обстоятельствах созывался Совет представителей общин, не указывается. Надо полагать, что он созывался каждый раз, когда в этом была необходимость. И нет никакого сомнения, что на Совете решались важнейшие вопросы, касающиеся всего Кайтаг-Дарго. Таким образом, собрание, состоящее из представителей общин Кайтаг-Дарго, оставалось одним из органов представительной власти в уцмийстве.
В Судебнике ясно сказано, что Кайтаг-Дарго являлось владением уцмия. Уцмий—это князь, он же талкан, В Нижнем Кайтаге он выступал в роли феодального монарха. Другое дело Верхний Кайтаг, где община сохранила свое былое устройство, где общинная знать превратилась в крупных земельных собственников. Здесь уцмий не играл уже той роли, что в Нижнем Кайтаге. Его основные функции в Верхнем Кайтаге сводились к тому, что он являлся военным предводителем.
В число главных функций уцмия входила защита Кайтаг-Дарго от внешней опасности. Во время военных походов он предводительствовал. Однако без совета со знатными людьми Кайтаг-Дарго уцмий не имел права призывать народ в ополчение. В случае, если он предпринимал такие действия, его штрафовали на тридцать туманов. Любопытным является и то место Судебника, где говорится, что после решения Совета никто не имел права уклониться от похода. За такое уклонение предусматривалось наказание штрафом.
Другой функцией талкана (под этим именем подразумевается упмий) был суд. По Судебнику, в прямую обязанность уцмия входит вершение суда. Видимо, уцмий вершил суд в Верхнем Кайтаге не по всяким будничным делам общины, а разбирал только спорные вопросы между общинами. Судебные тяжбы, разбираемые на суде уцмия, были многочисленны и сложны по. своему характеру. Вместе с тем общины добивались, чтобы сам уцмий придерживался общепринятых установлений. Только этим можно объяснить, почему Судебник призывает уцмия к справедливости и обязывает его ежегодно собирать у себя представителей общин и разъяснять им содержание этого Судебника. Но Судебник ие предусматривает вмешательства талкана во все области тгражданско-правовой жизни Кайтаг-Дарго.
Талкану противопоставлялось все даргинское общество. В силу этого, талкан, по Кайтагскому судебнику, не являлся елинственным сульей в Кайтаг-Дарго. На местах имелись общинные суды. Так что суд не являлся прерогативой только талкана и его представителей. Кайтаг по составу населения выглядел очень пестро. В уцмийство входило разнообразное население, говорящее на особых диалектах даргинского языка. Теркемейцы, башлыкентцы, кумыки тоже отличались друг от друга.
Характерной чертой Кайтагского судебника является отсутствие в нем деления населения по этническому принципу. Составителям Судебника это было все равно, им важно было сохранить строгость в социальной градации сельского населения. Судебник знает талкана, чанка, как главных носителей феодального порядка, кадия, муллу, как исполнителей религиозного культа, воинственных узденей, представляющих общину, и бесправных лагов.
Кайтагский судебник не допускает вмешательства феодалов в общинные дела. Общины не находились в ведении феодалов. Ими управляли старейшины и почетные старцы. Мангуши и чапари были исполнителями полицейской функции на селе. Если бы Кайтагский судебник выражал только дагестанское феодальное право, все это не должно было бы иметь места.
Судебник в своей основе оставался памятником и обычного и феодального права в Кайтаге. Надо все же сказать, что феодальное право в Судебнике не выступает в развитом виде. Это видно не только из того, что в Судебнике нормы гражданского права преобладают над феодальными, но и из характера изложения в нем статей о праве собственности.
Об экономической основе феодального общества К. Маркс писал: «Доход земельного собственника, какое название ни давали ему, присваиваемый им свободный прибавочный продукт, является здесь той нормальной и господствующей формой, в которой непосредственно присваивается весь неоплаченный прибавочный труд иземельная собственность образует базис присвоения».
Из сказанного ясно, что экономической основой феодального общетсва является феодальная собственность на землю. Но из Кайтагского судебника видно, что кайтагские феодалы в XVII веке не обладали монополией на землю. Напротив, в праве собственности Судебник не делает различий между общинными, узденскими и феодальными землями. Мюльк, т.е. земельная и имущественная собственность узденя, Судебником признается неприкосновенным.
Таким образом, по Судебнику, в Кайтаге право собственности на землю не являлось привилегией феодального сословия. Поскольку это было так, кайтагские феодалы оказались лишенными возможности в полной мере осуществлять политическую власть над сельским населением на территории Кайтаг-Дарго.
Как известно, могущество феодальных господ определялось числом их подданных. В уцмийстве Кайтагском число крестьян, ведущих самостоятельное хозяйство, значительно превосходило число феодально зависимых крестьян.
Главную массу населения в Кайтаг-Дарго составляли крестьяне, самостоятельно ведущие свое хозяйство. Сельская община в XVII в., как и прежде, играла в жизни Кайтаг-Дарго громадную роль.
К кайтагской общине вполне можно отнести характеристику, данную Ф. Энгельсом сельской общине. По словам Энгельса, она давала «угнетенному классу, крестьянам, даже в условиях жесточайшего средневекового крепостного права, локальную сплоченность и средство к сопротивлению».
Пока уздень в Кайтаг-Дарго находился под покровом общины, он самостоятельно владел землей и пользовался политическим самоуправлением. Его независимое положение не мог поколебать даже талкан. Это независимое положение узденя нашло свое отражение в ряде статей Кайтагского судебника. Так, в одной из статей Судебника сказано, что в случае, если раб прикоснется к женщине-узденке, его следует предать смерти. В другой статье действия узденя ставятся выше действий талкана. Так например, при прикосновении талкана к узденке с него в пользу Дарго взимался штраф в размере 100 рублей. Если же «храбрец-уздень» прикоснется к княжне, он не подвергается никакому наказанию.
Судебник не допускает никакого унижения перед талканом. Того, кто унижался, Судебник рекомендует изгонять из села, членам семьи изгнанного запрещается встречаться с ним. У того, кто будет противиться этому, предписывается разрушить дом.
Кайтагский судебник не считает преступлением убийство узденем и талканом раба.
«Свод заповедных законов», как и любой другой Судебник, в выводах четко различает преступления. Так, Судебник знает убийство в ссоре и во время разбоя, а также убийство преднамеренное. В зависимости от характера преступления и положения пострадавшего устанавливается и наказание. Наиболее тяжким видом преступления считалось преднамеренное убийство. За это, по Судебнику. полагалось пролитие крови у семи человек тухума убийцы.
В Кайтагском судебнике содержатся постановления, трактующие преступления против чести. Ни в коем случае не допускалось убийство после примирения, осуждались дача ложных клятв, всякого рода вероломные поступки, клевета.
Затрагиваются в Кайтагском судебнике и вопросы обязательного права. Причем, в этом деле Судебник не допускает обычных сложных форм, требуемых для обеспечения выполнения взятых обязательств. В обязательном праве чувствуется простота и ясность, характерные для взаимоотношений между горцами. «Свод заповедных законов» в категорической форме предупреждает, что мужчина, взявший на себя обязательства, должен беспрекословно их выполнять.
В «Своде заповедных законов» даются сведения о многих других чертах социально-политического строя Кайтаг-Дарго XVII века. В целом же можно сказать, что «Свод заповедных законов» по своему содержанию представляет собой кодекс, содержащий и нормы уголовно-процессуального права, и нормы, регулирующие гражданско-правовые отношения.
-
Дарай — разновидность шелковой ткани, тафта. По существовавшему в Дагестане обычаю кусок шелковой ерии дарили всякому, кто прочитает судебноз постановление, а позднее и 10му, кто прочитает молитву по умершему или погибшему на чужбине. ↩︎
-
Куруш — денежная мера, равная рублю. ↩︎
-
Талкан — на даргинском языке означает князь или хан. ↩︎
-
В «Постановлениях Кайтагского ушмия» взыскание делается только в пользу бека, в то время как по Кайтагскому судебнику взыскиваемое полагалось судье ↩︎
-
Этой поговоркой начинается каждая глава «Свода заповедных законов». «Постановления уцмия Рустем-хана» начинаются изречением: «Кто будет беречь рот свой, того и голова будет спасена». М. Ковалевский сообщает, что каждая глава «Свода адатов уцмия владения» начинается со следующих слов: «У кого язык чист, голова того будет цела». ↩︎
-
Танка—старинное название сосуда, употребляемого для измерения сыпучих тел у уркарахцев. У верхних даргинцев это наименование сосуда сохранилось под названием така. Нам не удалось точно установить размер этого сосуда. Сосуд этот был деревянный. Можно лишь предположить, что танка заключал в себе от 8 до 12 фунтов измеряемого вещества. ↩︎
-
Имеется в виду штраф в пользу сельского общества. В Датестане мы нередко сталкиваемся с практикой взимания двойного и тройного штрафа: в пользу общины, обиженного и тухума, иногда и талкана. В пользу талкана взимали штраф лишь в тех местах, где он сохранил свое влияние. ↩︎
-
Амхары — почетные, именитые сельчане, которые были известны своим безупречным поведением. ↩︎
-
Тухум - родня, большая семья. ↩︎
-
По «Постановлениям Кайтагского уцмия» присягали только родственники, входящие в тухум, об амхарах там не упоминается. ↩︎
-
В «Постановлениях Кайтагского уцмия» статья, касающаяся прав узденей, отсутствует. Напротив, в Кайтагском судебнике уздень в данной статье ставится чуть ли не выше талкана. ↩︎
-
Имеется в виду возвращение жениху издержек по сватовству ↩︎
-
Букъ — буквально штраф. В данном случае речь идет о расходах по ранению или смерти. В горах было принято следующее: если в драке двое смертельно ранят друг друга и один из них в результате нанесенных ран умрет раньше другого, то оставшийся в живых обязан был нести все расходы по похоронам умершего. ↩︎
-
Имеются в виду не вообще даргинцы, а только даргинцы Кайтаг-Дарго. Этим самым, видимо, подчеркивалось различное общественно-политическое положение даргинцев, входящих в уцмиево владение, и остальных даргинцев, живших в рамках союзов сельских общин. ↩︎
-
Кадий—судья, решающий дела по шариату, в отличие от судей, руководствовавшихся адатами. В Дагестане существовало два вида кадиев. Кадии—владетели имелись в Акушах, Табасаране Здесь кадий считался наследственным феодальным властителем. В союзах сельских общин кадии выбирались на определенный срок. ↩︎
-
Мангуш - глашатай, сельский исполнитель, наблюдатель за общественными землями, посевами и т.д. ↩︎
-
Чапар — от слова чапливашес, т. е. находиться в состоянии ходьбы. Отсюда чапар, т. е. сельский посыльный. ↩︎
-
Муталим — учащийся, ученик при мечети. ↩︎
-
Рамазан—9-й месяц мусульманского лунного календаря. ↩︎
-
Лаг- раб ↩︎
-
Туман — иранская монета золотой и серебряной чеканки, равная примерно десяти серебряным рублям. ↩︎
-
Евреи, живущие в уцмийстве, занимались торговлей и разными ремеслами, обслуживали нужды кайтагских феодалов. Такой строгой мерой наказания убийцы еврея уцмий стремился прежде всего оградить свой источник доходов. ↩︎
-
Имеется в виду штраф в размере пятидесяти танка. ↩︎
-
Имеется в виду штраф в размере пятидесяти танка. ↩︎
-
В понятие мюльк горцы включают всю движимую и недвижимую cобственность. ↩︎
-
Чанка—так назывались повсюду в Дагестане дети неравных браков ханов или беков. ↩︎
-
Из «Свода заповедных законов» видно, что в Кайтаг-Дарго существовал только суд по адатам, т. е. по обычаям. «Свод» не знает, что такое суд по шариату. ↩︎
-
В рассматриваемое время Дарго расчленялось на следующие земли: Акуша-Дарго, Каба-Дарго, Буркун-Дарго, Хамур-Дарго, Кайтаг-Дарго, Сюрга. В данном тексте адатов речь идет о Кайтаг: Дарго. Для обозначения Кайтаг-Дарго употреблялось и название Уцмии-Дарго. Название Уцмии-Дарго подчеркизало, что население данной территории входило во владения уцлия. В «Постановлениях Кайтагского уцмия Рустем-хана», опубликованных в «Сборнике сведений о кавказских горцах» этого вступления нет. ↩︎
-
В старом Дагестане имелись сельские общества, пользующиеся в решении спорных вопросов доверием и авторитетом. В Кайтаг-Дарго издавна славилось своим беспристрастием в решении дел селение Кища, Здесь имелись знатоки адатов и хранители важнейших сводов адатов, в том числе и лервичного текста данного «Свода заповедных законов». ↩︎